11 октября
2019
13:55
95

Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.10.2019 № 112-ПМ "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной за 2018 год" (PDF, 10.32 МБ)


УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства экологии
и природопользования Московской области

от 10.10.2019 № 112-ПМ

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы
(в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной за 2018 год

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной за 2018 год (далее – Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.

1. Общие положения.

Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерства при осуществлении регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной (далее - обобщение правоприменительной практики) является:

1)обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

2)обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;

3)снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;

4)совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

1)выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;

2)выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

3)выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

4)выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

5)подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

6)выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства МО от 26.04.2013 № 277/12, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области
и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

При реализации функций по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной Министерство руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

1)Конституция Российской Федерации;

2)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ;

3)Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4)Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 74-ФЗ;

5)Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения»;

6)Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

7)Федеральный закон от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

8)Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

9)Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

10)Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007№ 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»;

11)Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;

12)Постановление Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»;

13)Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»;

14)Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»;

15)Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов»;

16)Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления»;

17)Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;

18)Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов»;

19)Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов»;

20)Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов»;

21)Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»;

22)Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов»;

23)Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

24)Закон Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»;

25)Закон Московской области от 22.12.2006 № 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области»;

26)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями»;

27)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2009 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества»;

28)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»;

29)Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

30)Постановление Правительства Московской области от 26.04.2013 277/12 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области»;

31)Постановление Правительства Московской области от 04.07.2007 494/21 «О Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Московской области»;

32)Постановление Правительства Московской области от 03.05.2007 340/16 «О Перечне объектов, подлежащих областному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Московской области»;

Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств и т.д.

2. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

Реализация мероприятий регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2018 года № 763/37 «Об утверждении порядков организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Московской области», распоряжением Министерства от 19.10.2018 № 639-РМ «Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах».

Региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:

- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее – План проверок);

- внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Закона
№ 294-ФЗ
;

- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

- наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.