11 октября
2019
14:10
109

Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.10.2019 № 115-ПМ "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2018 год" (PDF, 9.63 МБ)

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства экологии 
и природопользования Московской области

от 10.10.2019 № 115-ПМ

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2018 год

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2018 год (далее – Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.

1. Общие положения.

Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики 
и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерства при осуществлении государственного надзора в сфере обращения 
с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - обобщение правоприменительной практики) является:

1)обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

2)обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;

3)снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;

4)совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

1)выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;

2)выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

3)выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

4)выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка 
и внесение предложений по их устранению;

5)подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

6)выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве экологии 
и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства МО от 26.04.2013 № 277/12, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны 
и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области 
и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

При реализации функций по осуществлению государственного надзора в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору Министерство руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

1)Конституция Российской Федерации;

2)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ;

3)Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4)Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

5)Федеральный закон от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

6)Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

7)Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

8)Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013            № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»);

9)Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»;

10)Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»;

11)Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»);

12)Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;

13)Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;

14)Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

15)Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности»;

16)Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

17)Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;

18)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с «Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами»);

19)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;

20)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.02.2010 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;

21)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.02.2010 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

22)Приказ Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

23)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

24)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.12.2014 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

25)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.12.2014 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности»;

26)Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.03.2016 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»;

27)Закон Московской области от 22.12.2006 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области»;

28)Закон Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области»;

29)Закон Московской области от 04.05.2016 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»;

30)Постановление Правительства Московской области от 26.04.2013 277/12 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области;

Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств и т.д.

2. Правоприменительная практика законодательства об организации 
и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
Реализация мероприятий государственного надзора в сфере обращения 
с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется 
в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2018 года № 763/37 «Об утверждении порядков организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Московской области», распоряжением Министерства от 19.10.2018 № 638-РМ 
«Об утверждении Административного регламента Министерства экологии 
и природопользования Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в сфере обращения 
с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».
Государственный надзор в сфере обращения 
с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры 
(далее – План проверок);
- внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Закона 
№ 294-ФЗ;

- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

- наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.